Узнайте что такое почтовый сервер и как он работает: разобравшись в этих понятиях, вы сможете эффективно применять функционал электронной почты и настраивать ее под свои нужды, избавиться от «gmail», «yandex» и т.д., обеспечить безопасность и настройку анти-спама. В этой статье мы расскажем какие протоколы используются для пересылки электронных писем и способы создания сервера входящей почты.

Почтовый сервер и почтовый клиент — принцип работы

Прежде чем разбираться с принципом работы почтового сервера и клиента, необходимо выяснить, что обозначают эти понятия.

Почтовый сервер, сервер электронной почты, мейл-сервер — это агент импорта и экспорта сообщений, который предназначен для обслуживания почтовых сервисов компании. Под этим понятием подразумевается программно-аппаратный комплекс, основная задача которого — это надежное хранение и передача базы электронных сообщений.

Если говорить простым языком — это ПО, которое пересылает мейл-сообщения от одного ПК к другому. Самые распространенные это: Mail.ru, Gmail, Яндекс и т.д.

Почтовый клиент — это компьютерная программа, где происходят все процессы, связанные с корреспонденцией: создание, хранение, сортировка, удаление, редактирование и чтение (в браузере эту функцию выполняет web-интерфейс почты). Например: The Bat, Mailbird, TouchMail, Thunderbird и самый известный — Microsoft Outlook.

Преимущества почтового клиента

  • экономия времени — при наличии нескольких email-ящиков, нет необходимости заходить лично в каждый, чтобы увидеть новые письма, почтовый клиент позволяет сделать это за несколько секунд;
  • синхронизация;
  • скорость — быстродействие намного выше, чем у интернет-сервера;
  • безопасность.

Основные параметры, которыми необходимо обладать почтовому серверу, это:

  • наличие web-интерфейса, чтобы взаимодействовать с почтой;
  • иметь защиту от взлома;
  • отлаженная работа более, чем одного почтового домена на одном сервере;
  • поддержка связи протоколов POP3/SMTP и IMAP.

Итак, процесс работы сервиса электронной почты можно сравнить с обработкой писем в традиционной почте:

  • почтовый сервис — это отделение;
  • почтовый клиент — это конверт.

Ниже наглядно представлена работа сервера.

20200730_kak_sozdat_pochty_na_servere_2.png

Почтовые протоколы

Для того, чтобы отправить или получить электронное письмо, используются почтовые протоколы: POP3, SMTP и IMAP4.

Серверы, которые используются для исходящей почты, называются MTA (Mail Transfer Agents). А для входящей — MDA (Mail Delivery Agents).

Сервер исходящей почты или что такое SMTP сервер

Сервис SMTP — это почтовый сервер, который поддерживает только экспорт электронного сообщения. Он не может изменять местоположения письма с сервера или регулировать работу ящика. Почтовый клиент отсылает SMTP-команды и принимает ответы с сервера. Его функции это:

  • проверка корректности настроек и предоставление разрешения компьютеру, который пытается отправить сообщение;
  • экспорт сообщения по установленному адресу и подтверждение этого действия.

Когда пользователь отсылает сообщение, оно попадает в хранилище (каталог) и находится там до тех пор, пока к нему не обратится получатель. Отправка сообщения происходит непосредственно с сервера отправителя на сервер адресата, при этом связь между SMTP-серверами осуществляется с помощью команд формирующих сессию связи. Количество операций не ограничивается.

Пример работы SMTP протокола:

  1. Почтовый клиент на вашем ПК создает соединение с SMTP-сервером, с которым существует привязка.
  2. Сервер запрашивает лишь один параметр, который получает от вас — доменное имя получателя. Затем он запрашивает службу DNS о получении IP-адреса доставки.
  3. После того, как SMTP-сервер определил месторасположение получателя в адресном пространстве, выполняется попытка прямого соединения с сервером адресата, используя порт 25.
  4. Сервер получателя сверяет наличие пользователя в клиентской базе данных и при совпадении передаёт информацию на свой внутренний POP3 сервер для размещения письма в ящик клиента.
  5. При возникновении сбоев во время соединения с SMTP-узлом адресата, еще несколько раз будет воспроизводиться попытка отправки, через определенные промежутки времени. В случае отказа, обратно придет письмо-ошибка.

Порты SMTP:

  • порт 25 — без шифрования,
  • порт 465 — порт SSL/TLS или SMTPS.

Электронная почта может проходить несколько SMTP серверов, прежде чем попадет на email-ящик получателя.

Сервер входящей почты

Для импорта входящих электронных писем используются POP3 и IMAP протоколы.

Что такое POP3

POP3 — это протокол для импорта корреспонденции в электронном виде. При использовании протокола POP3 все электронные письма скачиваются пользователю на ПК и автоматически удаляются с сервера. Вся дальнейшая работа с письмами будет производиться только на персональном компьютере пользователя.

Сеанс работы с POP3-сервером идёт по следующему алгоритму:

  • авторизация — подключившийся пользователь проходит процедуру идентификации, указав логин и пароль, идет проверка, его ли этот адрес электронной почты;
  • транзакция — происходит обмен информации о состоянии ящика в настоящее время, принятие писем и работа с ними;
  • обновление — сервер удаляет прочитанные сообщения из своего хранилища, а затем прерывает сеанс.

По протоколу POP удобно работать, если email-ящиком пользуется лишь один человек с одного-единственного компьютера, а доступ в интернет ограничен или непостоянен.

Порты POP3:

  • порт 110 — без шифрования,
  • порт 995 — порт SSL/TLS, также известный как POP3S.

Что такое IMAP

IMAP — протокол прикладного уровня для получения доступа к электронным сообщениям. Является аналогом POP3, с той лишь разницей, что imap mail работает непосредственно на сервере и позволяет получать возможность входа в электронную почту везде, независимо от территориального местоположения пользователя, и с любого устройства.

Читая сообщения электронной почты при использовании IMAP пользователь не скачивает и не сохраняет их на компьютере, а читает из службы электронной почты. Это позволяет получать доступ к письмам с любого устройства, независимо от месторасположения.

Порты IMAP:

  • порт 25 или 143 — без шифрования,
  • порт 993 — порт SSL/TLS, или его называют IMAPS.

Сервер IMAP может находиться в четырёх состояниях

  • без аутентификации — ожидается отправка логина и пароля от клиента;
  • аутентифицирован — осуществляется выбор почтового ящика для дальнейшего взаимодействия;
  • состояние выбора — после того, как email-ящик выбран, начинается работа с находящимися в нём письмами;
  • выход — закрытие соединения, которое может связанно либо с ошибкой, либо с запросом пользователя.

Помимо серверов входящей и исходящей почты, в обработке писем используется DNS (Domain Name System) сервис. Он обеспечивает работу системы доменных имен и преобразует IP-адреса в доменные имена и наоборот.

Корпоративная почта и виды ее создания

Корпоративная почта — это корреспонденция в электронном виде, которой пользуются, крупные фирмы и организации, имеющие деловую переписку. Ее главное отличие от личной — это сам адрес. Обычно, для корпоративной почты используют адреса формата: «manager@companyname.com».

На сегодняшний день, существует несколько вариантов создания корпоративной почты для своего предприятия. Выбирая метод, необходимо учитывать следующее:

  • объем и специфику деятельности компании;
  • размер выделяемого бюджета для организации и обслуживание почты.

Бесплатный email на базе почтовых сервисов

Этот способ является самым простым и быстрым. Он подразумевает регистрацию личного емейл-ящика на каком-либо бесплатном сервисе: Gmail.com, Yandex.ru, Ukr.net, Mail. ru и т.д. Такую почту регистрирует каждый сотрудник на себя.

Плюсы этого метода:

  • простота в установке и использовании;
  • отсутствие необходимости настраивать ресурсные записи;
  • бесплатное пользование сервисом.

Но если расценивать этот способ в отношении целой организации, то минусов окажется довольно много:

  • лимитированный объем дискового пространства (квоты) на сервере;
  • отсутствие возможности настроить функционал почтового сервиса под нужды организации;
  • ограничение в выборе почтового имени — существование многочисленного количества уже зарегистрированных ящиков, не позволяет создать email с уникальным именем;
  • отсутствие безопасности, любой сотрудник может сменить пароль и получить доступ к деловой корреспонденции;
  • отсутствие альтернативы подчеркнуть бренд фирмы и воспользоваться доменом как адресом почтового ящика — эксплуатация бесплатных ресурсов предполагает наличие доменных имен в адресе организации, что может вызвать сомнение в надежности и серьезности компании.

Почта на основе домена

Этот метод заключается в регистрации почты, используя платные возможности и предложения все тех же почтовых сервисов, что и в бесплатном варианте. Однако выбирая платный пакет услуг «Почта на домене», вы приобретаете корпоративный email-ящик для вашего домена на специальных условиях. Такую услугу предоставляют Яндекс.Почта, Mail.ru и Google Workplace (G Suite).

Преимущества этого способа:

  • возможность использования дискового пространства бесплатно либо по незначительной цене;
  • наличие большого функционала, который будет доступен сразу после регистрации почтового ящика: анти-спам, увеличение дискового пространства, настройка фильтров, переадресация писем, сбор почты и т.д.;
  • возможность зарегистрировать emai ящики такого вида: любое имя@вашдомен.ru, например: yedu.domoy@taxi555.ru.

К недостаткам относят:

  • ограничения в настройках сервера;
  • в случае технического сбоя работы сервера вы не сможете самостоятельно повлиять на их удаление либо предотвращение.

Создание бизнес-email, используя почтовый хостинг

Этот способ пользуется популярностью среди организаций, имеющих свой сайт, домен которого расположен на сервере конкретного хостинга. В данной ситуации у организации есть возможность размещать почтовые ящики, используя любые имена, и при этом указывать свой корпоративный адрес.

Достоинства этого способа:

  • возможность работать с корреспонденцией как через web-интерфейс, так и при помощи любого почтового клиента;
  • настройка автоматической переадресации — например, письмо, которое пришло на почту support@domain.com, заранее можно переадресовать группе сотрудников техподдержки;
  • персональное веб-администрирование и настройка основных фильтров;
  • возможность управлять объемами email ящиков.

К недостаткам этого метода можно отнести:

  • невозможность выполнить узкие настройки под свои нужды;
  • отсутствие физического доступа к оборудованию.

Персональный почтовый сервер

Самый трудоемкий и независимый способ — это размещение корпоративной почты на почтовом сервере, который принадлежит организации. Чтобы поднять универсальный почтовый сервер с web-интерфейсом (Postfix exim), понадобятся опыт в веб-администрировании Linux или Windows. Также для этого необходимо будет заказать VPS или арендовать целый сервер.

Затруднительность в реализации этого способа состоит в том, что потребуются определенные технические ресурсы и оборудование:

  • интернет-канал с высокой скоростью;
  • специальное программное обеспечение, для функционирования сервера;
  • физический сервер с установленной ОС Linux или Windows Server;
  • активное имя домена.

Несомненно это способ самый затратный, однако преимущества и открывающиеся возможности могут целиком компенсировать все вложения.

Плюсы:

  • наличие гибкого дискового пространства;
  • безопасность;
  • возможность создавать неопределенное количество аккаунтов, используя любое имя почтового сервера, и указывая адрес компании;
  • независимость от скорости и подключению к интернету;
  • персональная настройка фильтров и переадресации корреспонденции;
  • экономия на трафике;
  • простое резервное копирование;
  • возможность постоянно мониторить работу и надежность сервера.

Несмотря на большое количество преимуществ, создание почтового сервиса имеет и некоторые минусы:

  • необходимость в постоянной настройке и поддержки вручную;
  • штатный сотрудник или аутсорсер, который будет администрировать почту.

Чтобы выбрать наиболее оптимальное решение, создавая корпоративную почту, следует взвесить все за и против. Оценить объем поступаемой и отправляемой корреспонденции, штат сотрудников, бюджет и технические возможности компании.

Часто задаваемые вопросы

Что такое почтовый сервер?

Это компьютерная программа, которая обрабатывает электронную почту.

Как работает почтовый сервер?

  1. Вы составляете письмо и нажимаете «Отправить». Программа передает его на сервер 1.
  2. Он в свою очередь направляет письмо на сервер 2.
  3. Сервер 2 распознает, кому оно адресовано, и передает его программе, которая направляет сообщение адресату.
  4. После этого письмо оказывается во «Входящих».

Что такое протокол почтового сервера?

Для непрерывной и синхронизированной работы, все почтовые сервера подчиняются трем основным протоколам, которые отвечают за пересылку сообщений:

  • для отправки — SMTP;
  • для получения и хранения — POP3;
  • для расширенной работы — IMAP.

Что такое почтовый клиент?

Это программное приложение, которое позволяет взаимодействовать с разными почтовыми ящиками на одной платформе.

Виды электронной почты

Провайдерская — выделяется провайдером, которая предоставляет доступ в интернет пользователю.
провай..png

Корпоративная почтовая служба — почтовый сервер в данной ситуации принадлежит организации, а почтовые ящики выделяются сотрудникам.

корпоратив.png

Коммерческая почтовая служба — предоставляются почтовые ящики за отдельную оплату. Деньги платятся именно за создание и поддержку почтового ящика.

комер..png

Бесплатная почтовая служба — предоставляется возможность пользоваться всем желающим.

бесплатная.png

У многих пользователей или системных администраторов при взаимодействии с системами электронной почты появляются определенные затруднения. Это объясняется тем, что у почтового сервера более сложное устройство, чем у файловых, серверов терминалов или роутеров. Однако, разобравшись во всех нюансах работы электронной почты, легко можно определиться с выбором почты, настроить ее под свои нужды или нужды компании, для эффективной работы с корреспонденцией.